Здравствуйте, судари и сударыни, дамы и господа, а также товарищи!.

Новая Россия

Российский солдат - воин освободитель и защитник человечества!!!

Новая Россия Наши Герои Рождение прибыли Общество и государство

Оглавление



























Новая Россия



9.Монополизм в России

Автор - Гусев К.Б.

9.Монополизм в России

Монополия – хозяйство или объединение хозяйств, которые реализуют на рынке значительную долю какого-то продукта. Монополизм может начинаться с 25-30 процентов занимаемой доли по реализации своего продукта на рынке предприятием или объединением. Все зависит от долевого участия на рынке других хозяйств, производящих подобный продукт. Именно подобная долевая часть, занимаемая на рынке реализуемого продукта одним хозяйством, дает право, при прочих равных условиях, диктовать свои ценовые и иные условия для реализации своего продукта. Разумеется, если на этом же рынке не присутствует равный или больший монополист.

Любой монополист, во-первых, всегда стремится к увеличению своей доли на рынке и, во-вторых, повышения до возможного максимума цен на свой продукт. Монополизм может проявляться в любой сфере народного хозяйства, как в производстве, так и в торговле, на транспорте, в финансах и так далее. Монополизм может также проявляется одновременно в нескольких отраслях, либо целиком занимать всю отрасль страны, как, например, Российские железные дороги. Это так называемые естественные монополии.

Чем же плох монополизм для экономики, и почему с ним надо бороться?

Первое, всякая монополия стремится завышать свои цены до максимально возможного повышения для своих покупателей, сверх естественно рыночной цены. То есть, стремится проводить неэквивалентный обмен, обмен с определенной долей эксплуатации других. Напомню, что эксплуатация в экономике означает прямое или косвенное присвоение или всего продукта или какой-то его части, принадлежащего фактически другим. Эксплуатация может проявляться в любом виде обмена. Будь то это прямой натуральный обмен (по-иностранному - бартер), или посреднический, или ростовщический (ныне банковский, арендный), или наем, или так далее. Увы, при  капитализме, особенно мало контролируемым рынком, вероятность появления эксплуатации в том или ином виде, крайне высока. В России наиболее часто она проявляется при монопольном обмене, при финансовом обмене, а также как и в большинстве стран капитализма при найме.

Второе, всякая монополия стремится занять, как можно большую долю на рынке реализации своего продукта или продуктов, вытесняя при этом других с этого рынка. Это может быть не только простое вытеснение конкурентов, но и их поглощение, либо просто уничтожение, как законными, так и противозаконными методами. Тем самым монополия стремится к снижению естественной конкуренции, либо полной ее ликвидации в сфере реализации собственного продукта на рынке. Что ни как не является положительным явлением для экономики государства, ибо ведет к снижению общественной эффективности (производительности) труда.

Третье, всякая монополия, обладая возможностью удерживать высокие монопольные цены или тем более повышать их, уже не стремится снижать свои затраты, а, скорее, наоборот. То есть монополия, не стремится повышать свою производительность труда, которая со временем просто падает. Начинает падать и внутренняя эффективность труда. Все это просто ведет к снижению эффективности этой монополии в экономике.

Четвертое, не следует забывать и того, что чем крупнее монополия, тем меньше внутри этого хозяйства объективности в оценке труда своих работников. Оценка труда в итоге сводится, как в государственном аппарате, не по результатам реального труда, а по занимаемым должностям. А это, как мы знаем, ведет к снижению стимулов к активному труду, как это было, например, повсеместно в СССР. В конечном счете, это также влечет за собой снижение эффективности труда, особенно, если при этом отсутствуют объективные и четкие критерии оценки реального труда. На крупных предприятиях, монополиях тем более, очень большое значение имеет наличие справедливой и объективной оценки труда. В противном случае, монополия просто превращается в «трудовой хаос» или «трудовое болото», в котором много трудовой суеты без желаемого результата.

Пятое, при значительном насыщении народного хозяйства монополиями, экономика государства чаще попадает в кризисы «перепроизводства», обладает дополнительной инфляцией и так далее.

И, шестое, чем больше монополизма, тем меньше взаимовыгодных обменов в экономике, то есть тем пассивнее экономика страны, тем меньше предрасположенность экономики к ее росту.

Одним словом, чем больше монополизма в экономике, тем хуже для государства, для его экономического развития. А, если к монополизму добавить «дешевую» внутреннюю валюту, то есть возможность довольно быстрой закредитованности, как граждан, так и предприятий, то все это ведет в экономический тупик. В этот тупик сегодня практически зашла большая часть экономики Запада, особенно США. В этот же тупик сегодня снова Россию зазывают и вся часть российских прозападных экономистов, предлагающих вновь встать Россию на путь «дешевых» денег, то есть закредитовать всех до полного останова экономики России. Увы, похоже, наше Правительство, к сожалению, и Президента, ни чему не научил отрицательный экономический опыт Запада.

Как же бороться с монополизмом? И не только с ним.

Во-первых, нужно экономическим способом ограничивать их деятельность для того, чтобы они либо повышали эффективность своей работы, либо приходили к саморазделу, то есть, чтоб монополии самостоятельно стали делиться на более мелкие, не монопольные предприятия. Для этого каждой монополии предлагать выбор из двух ограничений. Либо монополии на их продукт устанавливает цену государство, либо монополия уплачивает антимонопольный налог. Например, монополии устанавливается налог с продаж. Допустим, таким образом, если доля монополии на местном рынке составляет от 30 до 50 процентов, монополия уплачивает 1 процент с объема продаж на этом рынке. Если доля монополии на рынке составляет от 50 до 75 процентов, то уплачивается 2 процента, а, если свыше 75 процентов, то монополия платит 3 процента от продаж на местном (региональном) рынке. Причем уровень монополизма определяет региональная власть. И сам антимонопольный налог должен уходить в региональный бюджет.

Во-вторых, налогом с продаж в 1 процент за текущий год нужно обкладывать предприятия, у которых рост цен за любой период текущего года превысил уровень официальной инфляции в 1,5 раза и более по одному и более товаров.

В-третьих, для розничной и оптовой торговли установить предельный уровень наценки в 25-30 процентов без учета транспортных затрат по доставке (у оптовиков).

Можно использовать и иные методы борьбы с монополиями, только они не должны быть просто запретительными, дабы не ликвидировать само производство и реализацию какого-то продукта.         

26.03.2022


Удачного Вам познания современной экономики для Новой России!




Картинки

Яндекс.Погода






Новая Россия Наши Герои Рождение прибыли Общество и государство



Общество и государство © 2021 - Права и обязанности граждан и государства Почта   ab1100678@yandex.ru